Стили воспитания детей.

84

Психология развития (или возрастная психология) давно интересуется, каким образом родители влияют на развитие ребенка . Тем не менее, найти реальные причинно- следственные связи между конкретными действиями родителей и последующим поведением детей очень сложно. Некоторые дети, воспитанные в абсолютно различных условиях, позже могут стать невероятно похожими личностями . С другой стороны, дети, которые живут в одном доме и растут в одинаковых условиях могут стать удивительно разными людьми.

Несмотря на эти проблемы, исследователи обнаружили убедительные связи между стилями воспитания детей и эффектами которые они производят. В начале 1960-х годов , психолог Диана Баумринд провела исследование, которое охватило более чем 100 детей дошкольного возраста. Используя наблюдение, родительские интервью и другие методы исследования , она определила четыре важных аспекта воспитания детей:

— Дисциплинарные стратегии
— Теплота и забота
— Коммуникационные стили
— Ожидание взросления и контроль

На основании этих измерений , Баумринд предположила, что большинство родителей отражают один из трех стилей воспитания . Позже психолог Маккоби также предложил добавление четвертого стиля воспитания детей.

zolotie pravila vospitaniya 5

Четыре Стиля воспитания детей

Авторитарное воспитание детей

В этом стиле воспитания, дети должны следовать строгим правилам, установленным родителями. Несоблюдение таких правил, как правило, приводит к наказанию. Авторитарные родители не могут объяснить причины, лежащие в этих правилах. На просьбу объяснить причины, родитель может просто ответить: «Потому что я так сказал.» Эти родители имеют высокие требования, но не реагируют на своих детей. По словам Баумринд, эти родители «являются послушно- и статус- ориентированными, и ожидают, что их приказам будут повиноваться без объяснения причин».

Авторитетное воспитание детей

Как и у авторитарных родителей, в авторитетном стиле воспитания для детей устанавливаются правила и руководящие принципы, которым они должны следовать. Тем не менее, этот стиль воспитания является гораздо более демократичным. Авторитетные родители реагируют на своих детей и готовы выслушать вопросы. Когда дети не отвечают ожиданиям, эти родители скорее обращаются к воспитанию и прощению, чем наказанию. Баумринд предполагает, что такие родители «контролируют и передают четкие стандарты поведения для своих детей. Они настойчивы, но не навязываются или ограничивают ребенка. Их дисциплинарные методы основаны на поддержке, а не на наказании. Они хотят, чтобы их дети были настойчивыми, а также социально ответственными, самостоятельными ровно как и социализированными».

Разрешающее воспитание детей

Разрешающие родители имеют очень мало требований к своим детям . Эти родители редко наказывают своих чад, потому что они имеют относительно низкие ожидания зрелости и самоконтроля. Согласно Баумринд , разрешающие родители «более чувственны, чем от них требуется. Они нетрадиционны и снисходительны, не требуют зрелого поведения , позволяют значительное саморегулирование и избегают конфронтации». Такие родители , как правило, заботливы и общительны со своими детьми , часто статус друга у них преобладает над статусом родителя.

Невовлеченное воспитание детей

Невовлеченный стиль воспитания характеризуется низкой требовательностью, отсутствием отзывчивости и редким общением. В то время как эти родители удовлетворяют основные потребности ребенка, они не вовлечены в его жизнь. В крайнем случае, эти родители могут даже игнорировать или отказаться от потребностей своих детей.

1355062491_rebenok-i-roditel_21

Влияние стиля воспитания

Какой эффект эти стили имеют на результаты воспитания ребенка? В дополнение к первоначальному исследованию 100 детей дошкольного возраста Баумринд, ученые провели множество других, которые привели к ряду выводов о влиянии родительских стилей воспитания.

Авторитарные стили воспитания, как правило приводят к послушным и умелым детям, но они менее счастливы, менее социально компетентны и у них низкая самооценка.
Авторитетные стили воспитания детей, как правило, приводят к счастливым , способным и успешным детям.
Разрешающее воспитание часто приводит к детям, у которых низкий уровень счастья и саморегулирования. Эти дети чаще испытывают проблемы с законом и, как правило, плохо успевают в школе.
Невовлеченный стиль воспитания приводит к самым низким местам во всех областях жизни. Этим детям, как правило , не хватает самоконтроля, у них низкая самооценка и они менее компетентны, чем их сверстники.

Почему Авторитетный стиль предоставляет такие преимущества по сравнению с другими? «Во-первых, когда дети воспринимают запросы своих родителей как справедливые и разумные, они более склонны выполнять просьбы,» объясняют авторы Хокенбори и Хокенбори в их тексте Психология. «Во-вторых, дети более склонны к интернализации (т.е. принятию как своих собственных) причин, по которым ведут себя определенным образом, и, поэтому, добиваются большего самоконтроля.»

Почему отличаются стили воспитания?

После изучения влияния стилей воспитания на развитие ребенка, вы можете задаться вопросом, почему все родители просто не используют авторитетный стиль воспитания. В конце концов, этот стиль воспитания наиболее вероятно вырастит счастливых, уверенных и способных детей. Каковы же причины различия между родительскими подходами? Некоторые потенциальные причины этих различий включают в себя культуру, личность, размер семьи, опыт родителей, социально-экономический статус, уровень образования и религию.

Конечно, стили воспитания отдельных родителей также объединяются, чтобы создать уникальную смесь в каждой семье. Например, мать может отображать авторитарный стиль , в то время как отец предпочитает более либеральный подход. Для того, чтобы создать сплоченный подход к воспитанию детей, очень важно, чтобы родители научились сотрудничать в подходе воспитания и смогли сочетать свои уникальные стили воспитания.

Ограничения и критика

Есть, однако, некоторые важные ограничения исследования стиля воспитания, которые следует отметить. Связи между стилями воспитания и поведением основаны на корреляционном исследовании, которое полезно для нахождения связей между переменными, но не может установить окончательные причинно-следственные связи. Хотя есть свидетельства того, что особый стиль воспитания детей связан с определенной моделью поведения, другие важные факторы, такие как темперамент ребенка, также играют большую роль.

Исследователи также отметили, что связь между стилем воспитания и поведением иногда очень слаба. Во многих случаях ожидаемые результаты не оправдались; родители с авторитетным стилем имели детей, которые вели себя дерзко и вызывающе или агрессивно, в то время как родители с разрешительным стилем имели детей, которые были уверенны в себе и академически успешны.

«Нет универсального» лучшего «стиля воспитания», пишет автор Дуглас Бернштейн в своей книге Основы психологии. «Таким образом, авторитетное воспитание детей, которое так последовательно связано с положительными результатами в европейских и американских семьях, не связано с лучшей школьной успеваемости среди афро-американской или азиата-американской молодежи.»

В любом случае, от стиля воспитания зависит поведение ребенка и авторитетный стиль, как правило, связан с положительными результатами, такими как сильная самооценка и уверенность в компетентности. Тем не менее, другие важные факторы, в том числе культура, детское представление о родительской заботе и социальные влияния также играют важную роль в поведении ребенка.

Добавить комментарий

Наш партнер: Work.ua